Современные педагогические технологии и методы в образовательном процессе

Статья опубликована: 10 июля 2021
Время чтения: 3 мин

Под педагогическими технологиями подразумевается совокупность методов и приемов, основанные на педагогических установках, направленные на воспитательный процесс и достижение нужного результата. Педагогические технологии классифицируются по следующим основаниям:

  • По источнику возникновению. Технология может быть применена на основе опыта преподавателя или научной концепции.
  • По целям и задачам. Здесь подразумевается, как приобретение новых знаний, так и их закрепление.
  • По специализации преподавателя.

Традиционный метод ведения уроков плохо включает учащихся в учебную деятельность. Главная задача современных педагогических технологий состоит в том, чтобы создать максимальную комфортную среду обучения для детей. При отборе методов обучения необходимо учитывать следующие критерии:

  • Методы должны быть направлены на атмосферу дружелюбности и комфорта по отношению к ученику;
  • Стимулировать ребенка на положительные эмоции и вовлекать его в учебный процесс;
  • Делать ученика главным действующим лицом в учебном процессе;
  • Включать в учебный процесс разнообразные формы работы: индивидуальные, групповые, творческие проекты и тд.

Цифровые технологии также значительно обогащают ведение учебно-воспитательной работы. В рамках ИКТ можно выделить два вида технологий:

  • Использование компьютерных программ. Являются дополнением к стандартному обучению. Позволяют углубить знания и преподать их в игровой форме.
  • Мультимедийные программы. Могут использоваться как в ходе самостоятельной работы, так и в групповом варианте.

Сегодня выделяют ряд методик, которые включают в себя вышеперечисленные условия.

Коммуникативная методика

Это смесь традиционного и интенсивного метода. Имеет высокую распространенность и активно применяется в языковых школах. Особенность этой методики состоит в постоянном контакте с учеником. В рамках языковой школы задача учителя состоит в том, чтобы разговорить ученика и научить применять иностранный язык в повседневной жизни. Таким образом ребенок учится выражать свои мысли на чужом ему языке. В случае, если ученик допускает ошибки в построении предложений, учитель тут же подправляет его.

Основные элементы данной методики:

  • Активная разговорная практика;
  • Отработка формул и речевых клише;
  • Обогащение словарного запаса.

Технология проблемно-диалогического обучения

Предполагается, что преподаватель методом различных «проблем» формирует у обучающегося критическое мышление и мотивирует логически мыслить. Такая технология обучения направлена на развитие творческих навыков и мыслительных способностей. Такая методика эффективна в том случае, если проблемное задание соответствует способностям обучающегося. Так или иначе, учащийся самостоятельно или при помощи учителя должен пройти через три стадии:

  • Построение гипотезы;
  • Обсуждение способов проверки решения;
  • Аргументы к решению, эксперименты, наблюдения и формирование выхода из проблемы.

Проектная технология

Направлена на личностное развитие ребенка, развитие в нем самостоятельности и познавательной деятельности. Проектные работы могут делиться на:

  • Коллективные и индивидуальные;
  • Устные и письменные.

Цель этой технологии заключается в формировании желания учащегося добывать знания самостоятельно. Для этого происходит активная коммуникация между учителем и учащимся. Преподаватель должен настраивать ученика на выражение собственного мнения и включать его в аналитические процессы. Поэтому одним из элементов такой технологии может являться дискуссия, которая выражается в подготовке определенного проекта и дальнейшей его защите.

Педагогические технологии значительно облегчают жизнь преподавателям. Они являются по своей структуре шаблонами, которые дают педагогу представление о том, как вести образовательную деятельность. В случае, если вы желаете больше узнать о педагогических технологиях и подобрать наиболее подходящие для вашего курса, вы можете проконсультироваться со специалистами из Каса Дель Венто.

Полина Кочеганова
Аспирант, научный сотрудник. Основательница Каса Дель Венто. Область научных и профессиональных интересов: антропология, педагогика, психология.
Подписаться на рассылку

Читайте также:

Скачать рабочие учебные программы по предметам

Согласно п.16 ФГОС ООО, учебные программы отдельных школьных предметов и обучающих курсов — важный компонентЧитать дальше…

Продвижение в интернете и брендинг

Хороший специалист не должен сидеть без денег, интересных проектов и клиентов. Молодые ученые и экспертыЧитать дальше…

онлайн консультация Консультация педагога психолога для родителей онлайн

Сегодня, когда существует высокий риск заражения коронавирусной инфекцией, всю большую популярность набирают дистанционные виды деятельности.Читать дальше…