Психология привязанности: разбираемся в терминах

Статья опубликована: 14 февраля 2025

Время чтения: 2 мин

Привязанность – чувство близости, основанное на глубокой симпатии, преданности и доверии, одна из характеристик близких отношений. Способность к установлению привязанности считают с одной стороны эволюционно обусловленным механизмом, заложенным на генетическом уровне. С другой стороны – это результат социального научения.

«Согласно Боулби (прим.: Дж Боулби — основоположник теории привязанности), система привязанности представляет собой первичную, генетически закрепленную мотивационную систему, которая активируется между первичным значимым лицом и младенцем сразу после его рождения и имеет функцию обеспечения выживания. Большую роль в этом играет также
гормон окситоцин» (К.Х. Бриш, 2012)

Привязанность может быть рассмотрена как количественный показатель и как качественный.

  • Количественный показатель – это интенсивность привязанности, степень её сформированности. Он находится в диапазоне от «привязанности нет совсем» до «привязанность сильная и устойчивая».
  • Качественный показатель привязанности – это тип привязанности и особенности привязанности.

Тип привязанности – это совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих паттернов, которые проявляются в близких отношениях и наиболее выражены при развитии близких отношений и при угрозе их разрушения. Иногда тип привязанности называют стилем привязанности. Обычно это синонимы, если авторы термина не заложили иное значение.

Существуют несколько типологий привязанности для детей и несколько для взрослых. В основе каждой из них лежит авторская модель привязанности. Однако в самом общем виде все привязанности (и у детей, и у взрослых) подразделяются на надежную привязанность и ненадежную привязанность.

Ненадежный тип привязанности – это не нарушения и тем более не расстройства привязанности. Это просто ненадежный тип. Хотя он может быть предпосылкой для развития более серьезных нарушений.

  • Примеры ненадежных типов привязанности: тревожно-озабоченный, избегающе-отвергающий и другие.
  • Примеры нарушений привязанности (по К.Х. Бришу): отсутствие поведенческих признаков привязанности, недиференцированность привязанности, нарушения привязанности с болезненными влечениями и другие.
  • Примеры расстройств привязанности (по МКБ-10): реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте, расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу и другие.

Полина Кочеганова
Каса Дель Венто

Admin
Экосистема для помогающих профессий.
Подписаться на рассылку

Читайте также:

Как учителю справляться с тревогой перед уроком?

Многим из нас знакомо ощущение легкой тревоги, которое охватывает перед уроком. Но что делать, чтобыЧитать дальше…

Продукты и витамины полезные для мозга

Эффективная работа мозга сопряжена не только с учебой или работой, но и с образом жизни.Читать дальше…

разработка образовательной программы Пара слов о разработке образовательных программ

В России образовательные программы делятся на два вида: основные образовательные программы, которые в свою очередьЧитать дальше…