Какие пять привычек в общении и поведении вызывают раздражение у многих людей?
Мы описали пять привычек, которые чаще других приводят к недопониманиям и конфликтам в отношениях. Мы говорим об этих привычках применительно к обычному общению коллег по работе, приятелей, хороших знакомых. Эти привычки могут разрушить зарождающуюся дружбу и романтические отношения. Особенно если человек не осознает их разрушительного действия. Однако иногда все перечисленное ниже делают сознательно для достижения цели (вызвать эмоции, оттолкнуть от себя и так далее) или встраивают в свой речевой портрет. Такие случаи мы здесь не учитываем.
Привычка больше говорить, чем слушать и перебивать собеседника
Говорить о себе любят личности с выраженным эгоцентризмом, люди с нарциссической травмой и нарциссическими чертами. Если человек знает за собой такую особенность, полезно каждый «монолог» сопровождать конкретной целью. То есть четко осознавать, а что я хочу сказать и какую информацию донести, каких результатов добиться. Это обеспечивает необходимую паузу между мыслью и словом. В целом же прекрасно, когда соотношение диалогической и монологической речи оказывается примерно 50 на 50.
Однако часто эта привычка говорит вовсе не об эгоизме, а о негативном самоотношении. Человек так хочет понравиться другому, что стремится как можно быстрее рассказать о себе всё самое лучшее, расхвалить себя, чтобы собеседник не ушел. Бессознательно, одному кажется, что если он будет только молчать и слушать, его сочтут скучным и занудой, незаинтересованным в общении. Второму, которому не дают и слово сказать, кажется, что его не уважают и ни во что не ставят. Такое недопонимание может разрушить зарождающиеся отношения и подтачивать уже имеющиеся. Чтобы справиться с такой напастью, нужно работать над своей социальной тревожностью и снижать чувствительность к внешней оценке.
Привычка «допрашивать» и допытываться
Иногда кажется, что настойчивые вопросы демонстрируют нашу заинтересованность в человеке. Это так, но заинтересованность какую? Агрессивную. Такой интересующийся для собеседника становится агрессором, который как следователь на допросе, преподаватель на экзамене или проверяющий в налоговой допрашивает и карает за молчание и неправильный ответ.
Последующая реакция зависит от психологических особенностей самого человека. Он может пресечь это, пойти на конфликт, отвечать на вопросы, но потом всячески избегать встречи. В любом случае доверительное общение так, как правило, не строится. Особенно болезненно реагируют на такие вопросы люди с шизоидными и паранойяльными чертами.
Если кажется, что собеседник просто стесняется или не расслышал, можно задать вопрос еще раз, показав не агрессию, а искренний интерес, но не больше. Например, «сколько стоит эта блузка? Просто очень любопытно какие сейчас цены на блузки. Я ведь обычно ношу футболки». Хотя, конечно, вопросы о деньгах относятся к разряду нетактичных. Если привычка задавать много личных вопросов очень выражена, можно поработать с переносимостью неопределенности и гиперконтролем.
Привычка жаловаться
Реакцию такой тип людей, у которых всегда всё плохо, а завтра будет ещё хуже, может вызывать самую разную: от страха у невротика до отвращения у нарцисса. Причем прямая просьба о помощи к разряду хронических жалоб не относится. Привычка жаловаться или совсем просто – привычка ныть представляет собой бесконечный поток неконтролируемых рассуждений о том, как всё плохо в жизни человека, в жизни его знакомых, в государстве, в XXI вв. На любую ситуацию и запрос такие люди обязательно вспомнят грустную историю. Разговор с ними, как правило, начинается и заканчивается жалобами. Привычка жаловаться характерна для людей с депрессией и может быть её косвенным симптомом. Также часто жалуются люди с низким энергетическим потенциалом и негативным селектированием, то есть склонные отбирать из всей поступающей информации негативную.
Привычка демонстративно обижаться
В психологии демонстрация обиды (именно демонстрация, а не само чувство) определяется как детская реакция, как неспособность адекватно выражать свои эмоции и неспособность к продуктивному диалогу. В лучшем случае привычка обижаться будет вызывать у собеседника чувства вины, обычно же это раздражение. Часто в обижающемся видят агрессора и манипулятора, который заставляет другого испытывать чувство вины. Так как само чувство обиды (вполне здоровое и естественное) — это агрессия, смешанная с разочарованием. То последующее молчание, поджатые губы и прочее распознаются как та сама агрессия. Если есть такая привычка, то в основе обычно страх перед агрессией или открытым конфликтом. Здесь помогает осознание, что большинство людей обижающихся и так видят как агрессоров, так что терять от открытого диалога особо и нечего.
Пассивная и активная агрессия как привычка
Агрессия другого человека — это всегда стресс для нас, сигнал опасности. И она вызывает три типа реакции: бей, замри или беги. То есть ответная более выраженная агрессия; прекращение общения, завершение встречи (бегство) или пассивное восприятие агрессии, после которого от человека и встречи остается неприятное послевкусие (замри).
Конечно, агрессия — это не только угрозы или физическое воздействие. Агрессия — это также непрошеная критика, нарушение личных границ, «нависание» над собеседником, сильное повышение тона разговора и пр.
Проблема агрессии в том, что она нам всем очень нужна, и она всё равно будет возникать в отношениях. Но при этом агрессия всегда будет вызывать раздражение у другого. Если дело того стоит, то можно пережить и чужое раздражение. В случае с агрессией всегда приходится взвешивать риски.
Однако здесь мы говорим об агрессии как о привычке к агрессивному общению, которая уже доведена до автоматизма. Вот перевести агрессию из привычного паттерна взаимодействия в осознанный процесс — это достойная цель.
Контролируя по возможности проявление подобных привычек, можно сделать общение максимально продуктивным, приятным и взаимовыгодным. Надеемся, что эта статья навела Вас на интересные мысли или хотя бы просто позволила немного отдохнуть за чтением.
с очень хорошими пожеланиями
Полина Кочеганова
Каса Дель Венто

Читайте также:

В этой заметке немного расскажу об интересных книгах и ресурсах, посвященных научному творчеству. Как развитьЧитать дальше…

Многие люди склонны откладывать дела на потом, отдавая предпочтение другим занятиям, лишь бы отсрочить выполнениеЧитать дальше…

Уважаемые коллеги, начнем с того, что это лишь один из вариантов организации своего времени жизниЧитать дальше…