Задание 1.
Представьте, что Вы попали в школу-наоборот. Здесь нет экзаменов и оценок, в одном классе учатся ребята разного возраста. Дети могут свободно передвигаться по классу, и учитель не делает им замечаний. В этой школе не существует образцов и идеалов, помимо идеала свободного творца. Самое главное здесь не взаимодействие учителя и ученика, а взаимодействие ученика с развивающей средой. Представили? Такая школа существует на самом деле. Их много, они очень популярны в США и Европе, есть и в России. Что это за школа? В чем преимущества и недостатки этой образовательной модели?
Ответ: школа системы Марии Монтессори. Система Монтессори основана на идеях свободного воспитания и развивается как часть гуманистической педагогики. Для этой модели очень важно сенсорное воспитание ребенка посредством дидактических занятий и специально организованной среды.
Преимущества системы:
- введение в практику дошкольного воспитания систематических и планомерных занятий
- предоставление ребенку свободы выбора занятий
- индивидуальный подход к каждому ребенку
- результатом воспитания по системе Монтессори является большая самостоятельность и ответственность детей, способность ставить цели и принимать решения.
Недостатки системы:
- механистичность
- отрицание активной роли педагога и его воспитательной функции
- недооценка значения ролевых игр для развития ребенка
- недостаточное внимание эстетическому воспитанию детей.
- при самостоятельном выборе предметов для изучения, школьники не будут изучать те области знания, которые их не заинтересовали
Задание 2.
В чем отличие индивидуального подхода и индивидуализации в образовании?
Ответ: «Некоторые педагоги до сих пор путают индивидуальный подход и индивидуализацию. В классической педагогике существует индивидуальный подход. Простой пример: на уроке математики есть что-то одно общее, что должны освоить все дети, и от мастерства учителя зависит, какими способами он это одно общее будет передавать. Теорему Пифагора должны знать все, но есть несколько десятков ее доказательств. С одним ребенком можно так, с другим по-другому, третий будет сам выводить, четвертый по книжке. Педагог находит адекватные для каждого ученика способы понять и усвоить что-то одно, то есть работает в индивидуальном подходе. А индивидуализация — это совсем другое. Если мы признаем, что люди принципиально разные, то может, надо дать им право на разное учебное содержание, для каждого свое? Для педагогического сознания это очень небанально. Это отказ от того, что все должны усваивать одно и тоже. Концепты «учить всех» и «учить каждого» совсем разные»
Ковалева Татьяна Михайловна. Доктор педагогических наук.
Задание 3.
Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Сухомлинский В. А.
О несформированности какого личностного компонента свидетельствует отсутствие способности управлять своими желаниями? Перечислите методы, способы и технологии этого воспитания в современной российской педагогике.
Ответ: волевой компонент. Для его формирования используется внедрение режимных моментов в педагогический процесс; занятия физической культурой; командная работа; проектная работа, сопряженная с концентрацией обучающегося на отдельном предмете/теме длительное время.
Задание № 4.
ADDIE, SAM, ALD, Backward Design, Dick and Carey Model – ключевые понятия какой отрасли современной педагогики?
Ответ: перечисленные термины представляют собой наиболее распространенные модели педагогического дизайна.
Задание № 5.
Перед Вами фрагмент стихотворения Сергея Михалкова «Чистописание». Определите о каком способе деятельности, ключевом для педагогики, идет речь:
«Писать красиво не легко:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
За буквой буква,
к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!
Сначала «да», потом уж «ет».
Уже написано «дает»,
Уже написано «дает»,
Но тут перо бумагу рвет.
Опять испорчена тетрадь —
Страничку надо вырывать!»
Ответ: навык ˗ деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.
Литература
- Денисова К. Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели. Режим доступа: https://moluch.ru/information/pedagogicheskij-dizajn-ponyatie-principy-modeli/ (дата обращения: 25.09.2022)
- Ковалёва Т.М. Новая, с тысячелетней историей // Межрегиональная тьюторская ассоциация. Режим доступа: https://thetutor.ru/biblioteka/teoriya-i-istoriya/novaya-s-tysyacheletnej-istoriej/ (дата обращения: 25.09.2022)
- Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. — 2-е изд. — Москва : АЙРИС ПРЕСС, 2019. 245 с.
- Хуторской Андрей Викторович Педагогическая система М. Монтессори // Школьные технологии. 2013. №6. С. 87-90.
Читайте также:
Для кого эта памятка: педагогов, методистов, педагогов-психологов, научных руководителей. Она пригодится руководителям педагогических практик, УМК,Читать дальше…
В этой заметке немного расскажу об интересных книгах и ресурсах, посвященных научному творчеству. Как развитьЧитать дальше…
Эта публикация для всех интересующихся риторикой и навыками публичного выступления. В этой области много подводныхЧитать дальше…