Общение — это то, что формирует личность человека, то, что определяет нашу социальную природу. Навыки общения развиваются на протяжении всей жизни, но детство — это сенситивный период, период, когда наша способность взаимодействовать с другими людьми развивается особенно быстро.
Что входит в навыки общения?
Навыки общения часто называют коммуникативными, но по моему мнению, эти две категории соотносятся как общее и частное. Коммуникативные навыки, то есть навыки налаживания связей для передачи информации, входят в навыки общения.
Помимо них к навыкам общения относятся:
- навыки речевого этикета — использование этикетных формул «здравствуйте», «извините», «пожалуйста», обращение на «Вы». Это умение поздравлять, выражать сочувствие, предлагать помощь.
- социально-коммуникативные навыки — навыки естественного и свободного взаимодействия с разными людьми и в разных ситуациях. Ребенок учится общаться со взрослыми, ровесниками и младшими детьми. Постепенно формируется понимание того, что общение с близкими людьми отличается от общения с посторонними, что есть особые ситуации.
- речевые навыки — красивая и грамотная речь, большой словарный запас, отсутствие речевых ошибок, правильное произношение слов, а также простота и ясность речи.
- социально-психологические навыки — это умение слушать другого человека, умение оказывать поддержку, навыки, связанные с эмпатией и эмоциональным интеллектом, навыки выявления и противодействия манипуляциям, навыки разрешения конфликтов. Также к этой группе навыков относятся навыки, связанные с умением соблюдать личные границы свои и чужие.
- навыки социального ориентирования — это умение организовать свое поведение в различных социально-бытовых ситуациях. Навык общения при совершении покупок в магазине, при знакомстве, при необходимости представить себя и другого человека.
- навыки невербального общения — это уместность жестов, мимики и поз, умение их использовать для достижения целей общения.
Список не является исчерпывающим или единственно верным. Это лишь одна из классификаций навыков общения.
Как развивать навыки общения у ребенка?
- субъектно ориентированное общение родителей педагогов и других значимых взрослых с ребенком. Самое главное условие развития навыков общения ребенка — это его постоянный диалог со взрослыми. Со стороны родителей важен искренний интерес к ребенку, уважение, эмпатия и активное слушание. О сущности и роли субъектно ориентированного общения в жизни ребенка много пишет профессор О.В. Суворова. О том, как и зачем применять активное слушание в общении с ребенком рассказывает профессор Ю.Б. Гиппенрейтер.
«Порой разница между вопросом и утвердительной фразой может показаться нам почти незаметной. А для переживающего ребенка эта разница велика, вопрос звучит как холодное любопытство; утвердительная фраза – как понимание и участие». Ю.Б. Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания»
Немного практических рекомендаций в этом разделе: задавать ребенку вопросы, не перебивать, давать права выбора и создавать ситуации, где этот выбор будет возможен, например, выбор игрушки, которую возьмет с собой на прогулку. Важно давать ребенку пояснения относительно ваших совместных планов и действий. Самым опасным здесь является обесценивание: ерунда, глупости, перебесишься, не придумывай, пустяки, отстань и пр. Этого надо избегать всеми силами.
- обучающие игры. Существует большое количество дидактических игр, развивающих навыки общения. Ниже собрана литература, где можно эти игры найти. Вы также можете придумывать такие игры самостоятельно. Например, игра «Вежливые слова», когда участники по очереди перекидывают друг другу мяч и произносят вежливые слова «спасибо», «здравствуйте» и пр.
- сюжетно-ролевая игра. Это игра в магазин, в больницу, дочки-матери, парикмахерскую, полицию, гостей, ресторан и пр. Такая игра целиком направлена на социально-коммуникативное развитие ребенка. Ребенок учится вести себя и общаться в соответствии с определенными нормами и правилами. Задача взрослых — не мешать такой игре, выделять для неё время, возможно, жертвуя другими развивающими занятиями. Есть ещё такое явление как психолого-педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры. Ниже есть литература по этой теме.
- логопедические упражнения. Большинство логопедических упражнений — это работа не только с произношением, но и с навыками общениями. Я рекомендую начать с учебника «Логопедия: основы теории и практики» Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой. Н.С. Жукова — автор того самого зеленого букваря, по которому учились читать многие поколения, включая нас самих.
- обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов, мультфильмов. Этот способ недооценивают, но простые вопросы вроде «как тебе поступок этого героя? Как бы ты поступил(а) в такой ситуации?» невероятно полезны. Это не только развитие навыков общения, но и формирование ценностных ориентаций, нравственное развитие ребенка. Даже если ребенок любит смотреть короткие развлекательные ролики и играть в игры на телефоне, важно интересоваться. Всегда можно спросить, например, а что это за игра, чем она тебе нравится, а какие ещё игры бывают? Как ты думаешь, как делают такие игры?
- развитие эмоционального интеллекта. Это отдельная большая тема, но самое главное — это обучить ребенка распознавать свои эмоции, эмоции других людей и регулировать свои эмоции, проживать их. Начать можно с проговаривания того, что ребенок чувствует. Например:»ты злишься, что не смог выиграть», «ты расстроена, что я не купил тебе ту игрушку». Чем старше ребенок, тем чаще ему следует задавать вопрос: «что ты чувствуешь?».
- этикет. Этикет — это то, что удивительно упрощает существование человека в обществе. Это совокупность правил, которые в большинстве случаев можно применять автоматически и быть уверенным, что всё в порядке. Этикет — это ценность, самоуважение, уважение к другим и даже конкурентное преимущество. Этикет дети усваивают, наблюдая за родителями и другими взрослыми. Ролевой моделью для них могут быть также любимые герои из книг, мультфильмов и фильмов. Можно посмотреть замечательные книги по этикету для детей разного возраста: есть общие, а есть для мальчиков и девочек.
Литература, посвященная развитию навыков общения ребенка
- Шнпицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до б лет.). 2010. 384 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 6-е изд. АСТ, 2008. 347 с.
- Делахук М. Психология детского поведения. Как помочь ребенку справиться с эмоциональными проблемами. — Бомбора. 2022. 336 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Чудеса активного слушания. АСТ, 2014. 83 с.
- Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009. 64 с.
- Коноваленко С.В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста: конспекты занятий / С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. 79. с.
- 55 фраз для стимулирования ребенка к лучшему // Азбука воспитания.
- Суворова О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: автореферат дисс . доктора психол. наук. Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет. — 2012. — 48 с.
- Жукова Н.С. Логопедия: основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Москва: Эксмо, 2011. 282 с.
- Чеснова И.Е. Большая книга для детей. О страхах, дружбе, школе, первой любви и вере в себя, АСТ, 2023. 384 с.
- Коменский Я. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей средней группы (обобщение опыта) //Молодой ученый. 2020.
- Мунилкина А. А. Педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста // Известия института педагогики и психологии образования. 2018. № 4. С. 112-117.
Если хотя бы что-то в этой статье будет для Вас полезным, я буду рада.
с уважением и добрыми пожеланиями
Полина Петровна Кочеганова
Каса Дель Венто
Читайте также:
Родительство — это сложное и ответственное занятие, особенно когда дело касается помощи детям в учебе.Читать дальше…
Дидактические материалы и методические материалы не синонимы. Дидактический материал Дидактический материал — это материал, которыйЧитать дальше…
Эта публикация для всех интересующихся риторикой и навыками публичного выступления. В этой области много подводныхЧитать дальше…