Дидактические и методические материалы: как разграничить?

Статья опубликована: 31 марта 2024

Время чтения: 2 мин

Дидактические материалы и методические материалы не синонимы.

Дидактический материал

Дидактический материал — это материал, который направлен на развитие познавательных способностей обучающегося, на его познавательную деятельность. Дидактический материал побуждает учащегося вовлечься в образовательный процесс.
Дидактический материал всегда ориентирован на обучающегося. Это то, с чем непосредственно взаимодействует Ваш ученик.
Дидактическими материалами являются лэпбуки, тренажеры, карточки, обучающие плакаты, презентации, схемы, наглядные пособия, макеты и многое другое. Для ребенка дошкольного возраста дидактическими материалами будут игрушки, сортеры, конструкторы, предметы РППС. Для взрослого человека дидактическим материалом будет, например, рабочая тетрадь. Дидактические материалы могут иметь цифровую, электронную форму.

Методический материал

Методические материалы – это материалы, раскрывающее формы, средства, методы обучения, технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия или курсу (учебному предмету). Они разрабатываются в помощь педагогу для максимально эффективной организации образовательного процесс.
Методические материалы всегда ориентированы на преподавателя. Обучающиеся, как правило, не видят методических материалов и не работают с ними.

Сложные вопросы

Существует подход, в соответствии с которым дидактические материалы рассматриваются как подвид методических. На наш взгляд, это не всегда обоснованно.
Учебные материалы и учебники, как правило, авторы относят к категории дидактических материалов. Однако есть исследователи, которые выделяют учебные материалы в отдельную категорию. В таком случае дидактическими будут все материалы, которые дополняют УМК и предназначены для учащихся.
Таким образом, дидактические материалы помогают ответить на вопрос «чему учить?», а методические материалы отвечают на вопрос «как учить?».

Академия образования и науки «Каса Дель Венто»

Полина Кочеганова
Учитель. Методист. Педагогический психолог для взрослых
Подписаться на рассылку

Читайте также:

Разработка образовательных программ

Образовательные программы определяют содержание образования. (ст 12 Федерального закона «Об образовании»). Традиционная образовательная программа — этоЧитать дальше…

Что такое пирамида потребностей Маслоу для каждого из нас?

Первые упоминания о пирамиде потребностей появились в публикациях 1970-х гг, и с тех пор модельЧитать дальше…

Микрообучение: маленькими шагами к большим целям

Микрообучение представляет собой обучение небольшому количеству материала за короткий промежуток времени. Обычно – не болееЧитать дальше…