Дидактические и методические материалы: как разграничить?

Статья опубликована: 31 марта 2024

Время чтения: 2 мин

Дидактические материалы и методические материалы не синонимы.

Дидактический материал

Дидактический материал — это материал, который направлен на развитие познавательных способностей обучающегося, на его познавательную деятельность. Дидактический материал побуждает учащегося вовлечься в образовательный процесс.
Дидактический материал всегда ориентирован на обучающегося. Это то, с чем непосредственно взаимодействует Ваш ученик.
Дидактическими материалами являются лэпбуки, тренажеры, карточки, обучающие плакаты, презентации, схемы, наглядные пособия, макеты и многое другое. Для ребенка дошкольного возраста дидактическими материалами будут игрушки, сортеры, конструкторы, предметы РППС. Для взрослого человека дидактическим материалом будет, например, рабочая тетрадь. Дидактические материалы могут иметь цифровую, электронную форму.

Методический материал

Методические материалы – это материалы, раскрывающее формы, средства, методы обучения, технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия или курсу (учебному предмету). Они разрабатываются в помощь педагогу для максимально эффективной организации образовательного процесс.
Методические материалы всегда ориентированы на преподавателя. Обучающиеся, как правило, не видят методических материалов и не работают с ними.

Сложные вопросы

Существует подход, в соответствии с которым дидактические материалы рассматриваются как подвид методических. На наш взгляд, это не всегда обоснованно.
Учебные материалы и учебники, как правило, авторы относят к категории дидактических материалов. Однако есть исследователи, которые выделяют учебные материалы в отдельную категорию. В таком случае дидактическими будут все материалы, которые дополняют УМК и предназначены для учащихся.
Таким образом, дидактические материалы помогают ответить на вопрос «чему учить?», а методические материалы отвечают на вопрос «как учить?».

Академия образования и науки «Каса Дель Венто»

Полина Кочеганова
Основательница Каса Дель Венто. Научный консультант.
Подписаться на рассылку

Читайте также:

Как развивать навыки общения ребенка?

Общение — это то, что формирует личность человека, то, что определяет нашу социальную природу. НавыкиЧитать дальше…

наука, научное творчество, ученый Научное творчество: как стать ученым

В этой заметке немного расскажу об интересных книгах и ресурсах, посвященных научному творчеству. Как развитьЧитать дальше…

Как учителю справляться с тревогой перед уроком?

Многим из нас знакомо ощущение легкой тревоги, которое охватывает перед уроком. Но что делать, чтобыЧитать дальше…