Аттестация педагога на категорию

Статья опубликована: 3 июля 2022

Время чтения: 5 мин

При желании педагогического работника повысить свой профессиональный статус и увеличить доход он может пройти аттестацию на категорию. Это даёт возможность получить более высокий тарифный разряд: 13 для первой категории, 14 для высшей.

Чем выше тарифный разряд, тем на большие надбавки к заработной плате может претендовать педагогический работник. При 13 тарифе от 15% до 25% от общей суммы зарплаты, при 14 – от 30% до 40% в среднем.

Квалификационная категория после её присвоения отмечается в трудовой книжке. При переходе в другую образовательную организацию она сохраняется, если не истек срок ее действия. Срок действия составляет пять лет с момента присвоения.

Кто может подать заявление на аттестацию?

Если у сотрудника педагогического коллектива нет категории и стаж работы по специальности составляет не меньше двух лет, он может аттестоваться на первую квалификационную категорию. При наличии первой и условии того, что с момента ее присвоения прошло два года, можно пройти аттестацию на высшую категорию.

Как подать заявление на аттестацию?

Подать заявление возможно следующими способами:

  1. Посетить департамент или комитет по образованию;
  2. Обратиться в многофункциональный центр (МФЦ);
  3. Через портал Госуслуг (доступно не во всех регионах).

Рассмотрение заявления может занимать до 30 дней, а сам процесс аттестации до 60 дней. В целом аттестация занимает не более 90 дней со дня подачи заявления педагогическим работником.

Что требуется для получения категории?

Требования для соответствия первой квалификационной категории:

  1. Учащиеся регулярно демонстрируют положительные результаты по усвоению образовательных программ как по результатам мониторинга, проводимого организацией, так и по результатам мониторинга, который проводится согласно порядку Постановления РФ от 5 августа 2013 года №662;
  2. Учащиеся демонстрируют развитие навыков в научной или интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности;
  3. Педагог вносит собственный вклад в совершенствование качества образования своей учебной организации, улучшение методики преподавания и воспитания, передачу профессионального опыта коллегам, деятельность методических объединений учителей и преподавателей.

Требования для соответствия высшей классификационной категории (помимо перечисленных выше, которые сохраняются):

  1. Педагог обладает первой классификационной категорией;
  2. Учащиеся демонстрируют большие успехи по усвоению программ образования, они участвуют в состязательной деятельности, такой как олимпиады, конкурсы, соревнования;
  3. Участие в конкурсах профессиональной сферы и разработке методических материалов, поощряется инновационная и экспериментальная педагогическая деятельность.

Как проходит аттестация педагога на категорию?

Аттестационные этапы:

  1. Профессиональный экзамен для педагогических работников, на котором используются единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Заранее можно просмотреть размещённые типовые оценочные материалы, критерии, по которым их оценивают, образцы решения;
  2. Оценка динамики образовательных результатов педагогического работника, включающей в себя результаты учащихся по итоговой государственной аттестации, предметных и метапредметных диагностик, данные об оценках у учащихся, их участие в олимпиадах;
  3. Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя. Сюда входит рассмотрение портфолио, структура составления которого представлена в статье ниже;
  4. Оценка индивидуальных достижений учителя за последние 5 лет, также включённые в портфолио.

Если педагог набрал необходимое количество баллов (за каждый из перечисленных этапов можно их получить), то аттестационная комиссия оповещает о положительном прохождении аттестации, и устанавливается квалификационная категория по должности «Учитель» или «Преподаватель» – в случае работы на обеих должностях, аттестация на категорию для каждой из них проходит в индивидуальном порядке.

При отказе на высшую категорию квалификации повторение процедуры возможно провести по истечению срока в виде полного года.

Структура портфолио для педагога:

Раздел Содержание раздела
Титульный лист ·         Полное название учреждения по уставу;

·         ФИО и занимаемая должность;

·         Город;

·         Годы профессиональной деятельности;

Содержание портфолио ·         Оглавление с указанием всех содержащихся в портфолио разделов;
Основная информация о педагогическом работнике ·         Полное ФИО;

·         Образование (место получения, годы обучения, специальность, квалификация);

·         Занимаемая должность;

·         Стаж профессиональной деятельности;

·         Сведения о наличии квалификационной категории (если есть);

Самоанализ профессиональной деятельности педагога ·         Основные принципы обучения и воспитания у педагога;

·         Основные цели на ближайшее время;

·         Способы достижения целей;

·         Характеризующие профессиональные успехи достижения;

·         Будущие перспективы;

Дополнительная профессиональная квалификация ·         Указание форм самообразования;

·         Повышения квалификации и профессиональной подготовки от семинаров и курсов до аспирантуры;

·         Приложение документов: программы посещённых семинаров, конференций, сертификаты, дипломы, удостоверения, справки, благодарности, отзывы;

Деятельность педагога в научно-методической сфере ·         Наличие собственных методических разработок;

·         Наличие публикаций по темам развития, воспитания, образования детей, обобщению опыта;

·         Организация мастер-классов, ведение семинаров, конференций, открытых занятий, проведение мероприятий, руководство методическим объединением, рабочими группами, наставничество;

Организация обучения ·         Материалы об организации образовательного процесса;

·         Работа с родителями;

Результаты образовательной деятельности и достижений учащихся у педагога за последние 5 лет ·         Заполненные формы по фиксированию результатов в образовании и динамика результативности по усвоению образовательной программы учащимися;

·         Особые успехи учащихся с приложенными документами, имеющими подтверждение этого;

Личные профессиональные достижения ·         Сведения о награждениях;

·         Участие в педагогических и профессиональных конкурсах, смотрах, выставках;

Деятельность педагога в исследовательской, инновационной и экспериментальной сферах ·         Форма участия, содержание и результат данных видов деятельности.

 

Admin
Все для онлайн-курсов, экспертов, педагогов вузов и школ.
Подписаться на рассылку

Читайте также:

Продукты и витамины полезные для мозга

Эффективная работа мозга сопряжена не только с учебой или работой, но и с образом жизни.Читать дальше…

Права образовательной организации Права образовательной организации и учреждения

Согласно Федеральному закону N273 пункта 18, статьи 2: под образовательной организацией подразумеваются организации, чья основнаяЧитать дальше…

8 рекомендаций начинающему репетитору

Коллеги, здравствуйте, мы сформулировали 8 рекомендаций, которые могут быть полезны начинающему репетитору. Но может бытьЧитать дальше…