При желании педагогического работника повысить свой профессиональный статус и увеличить доход он может пройти аттестацию на категорию. Это даёт возможность получить более высокий тарифный разряд: 13 для первой категории, 14 для высшей.
Чем выше тарифный разряд, тем на большие надбавки к заработной плате может претендовать педагогический работник. При 13 тарифе от 15% до 25% от общей суммы зарплаты, при 14 – от 30% до 40% в среднем.
Квалификационная категория после её присвоения отмечается в трудовой книжке. При переходе в другую образовательную организацию она сохраняется, если не истек срок ее действия. Срок действия составляет пять лет с момента присвоения.
Кто может подать заявление на аттестацию?
Если у сотрудника педагогического коллектива нет категории и стаж работы по специальности составляет не меньше двух лет, он может аттестоваться на первую квалификационную категорию. При наличии первой и условии того, что с момента ее присвоения прошло два года, можно пройти аттестацию на высшую категорию.
Как подать заявление на аттестацию?
Подать заявление возможно следующими способами:
- Посетить департамент или комитет по образованию;
- Обратиться в многофункциональный центр (МФЦ);
- Через портал Госуслуг (доступно не во всех регионах).
Рассмотрение заявления может занимать до 30 дней, а сам процесс аттестации до 60 дней. В целом аттестация занимает не более 90 дней со дня подачи заявления педагогическим работником.
Что требуется для получения категории?
Требования для соответствия первой квалификационной категории:
- Учащиеся регулярно демонстрируют положительные результаты по усвоению образовательных программ как по результатам мониторинга, проводимого организацией, так и по результатам мониторинга, который проводится согласно порядку Постановления РФ от 5 августа 2013 года №662;
- Учащиеся демонстрируют развитие навыков в научной или интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности;
- Педагог вносит собственный вклад в совершенствование качества образования своей учебной организации, улучшение методики преподавания и воспитания, передачу профессионального опыта коллегам, деятельность методических объединений учителей и преподавателей.
Требования для соответствия высшей классификационной категории (помимо перечисленных выше, которые сохраняются):
- Педагог обладает первой классификационной категорией;
- Учащиеся демонстрируют большие успехи по усвоению программ образования, они участвуют в состязательной деятельности, такой как олимпиады, конкурсы, соревнования;
- Участие в конкурсах профессиональной сферы и разработке методических материалов, поощряется инновационная и экспериментальная педагогическая деятельность.
Как проходит аттестация педагога на категорию?
Аттестационные этапы:
- Профессиональный экзамен для педагогических работников, на котором используются единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Заранее можно просмотреть размещённые типовые оценочные материалы, критерии, по которым их оценивают, образцы решения;
- Оценка динамики образовательных результатов педагогического работника, включающей в себя результаты учащихся по итоговой государственной аттестации, предметных и метапредметных диагностик, данные об оценках у учащихся, их участие в олимпиадах;
- Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя. Сюда входит рассмотрение портфолио, структура составления которого представлена в статье ниже;
- Оценка индивидуальных достижений учителя за последние 5 лет, также включённые в портфолио.
Если педагог набрал необходимое количество баллов (за каждый из перечисленных этапов можно их получить), то аттестационная комиссия оповещает о положительном прохождении аттестации, и устанавливается квалификационная категория по должности «Учитель» или «Преподаватель» – в случае работы на обеих должностях, аттестация на категорию для каждой из них проходит в индивидуальном порядке.
При отказе на высшую категорию квалификации повторение процедуры возможно провести по истечению срока в виде полного года.
Структура портфолио для педагога:
Раздел | Содержание раздела |
Титульный лист | · Полное название учреждения по уставу;
· ФИО и занимаемая должность; · Город; · Годы профессиональной деятельности; |
Содержание портфолио | · Оглавление с указанием всех содержащихся в портфолио разделов; |
Основная информация о педагогическом работнике | · Полное ФИО;
· Образование (место получения, годы обучения, специальность, квалификация); · Занимаемая должность; · Стаж профессиональной деятельности; · Сведения о наличии квалификационной категории (если есть); |
Самоанализ профессиональной деятельности педагога | · Основные принципы обучения и воспитания у педагога;
· Основные цели на ближайшее время; · Способы достижения целей; · Характеризующие профессиональные успехи достижения; · Будущие перспективы; |
Дополнительная профессиональная квалификация | · Указание форм самообразования;
· Повышения квалификации и профессиональной подготовки от семинаров и курсов до аспирантуры; · Приложение документов: программы посещённых семинаров, конференций, сертификаты, дипломы, удостоверения, справки, благодарности, отзывы; |
Деятельность педагога в научно-методической сфере | · Наличие собственных методических разработок;
· Наличие публикаций по темам развития, воспитания, образования детей, обобщению опыта; · Организация мастер-классов, ведение семинаров, конференций, открытых занятий, проведение мероприятий, руководство методическим объединением, рабочими группами, наставничество; |
Организация обучения | · Материалы об организации образовательного процесса;
· Работа с родителями; |
Результаты образовательной деятельности и достижений учащихся у педагога за последние 5 лет | · Заполненные формы по фиксированию результатов в образовании и динамика результативности по усвоению образовательной программы учащимися;
· Особые успехи учащихся с приложенными документами, имеющими подтверждение этого; |
Личные профессиональные достижения | · Сведения о награждениях;
· Участие в педагогических и профессиональных конкурсах, смотрах, выставках; |
Деятельность педагога в исследовательской, инновационной и экспериментальной сферах | · Форма участия, содержание и результат данных видов деятельности. |
Читайте также:
Эффективная работа мозга сопряжена не только с учебой или работой, но и с образом жизни.Читать дальше…
Согласно Федеральному закону N273 пункта 18, статьи 2: под образовательной организацией подразумеваются организации, чья основнаяЧитать дальше…
Коллеги, здравствуйте, мы сформулировали 8 рекомендаций, которые могут быть полезны начинающему репетитору. Но может бытьЧитать дальше…