8 рекомендаций начинающему репетитору

Статья опубликована: 3 октября 2024

Время чтения: 3 мин

Коллеги, здравствуйте, мы сформулировали 8 рекомендаций, которые могут быть полезны начинающему репетитору. Но может быть и профессионалам какая-то фраза поможет взглянуть на привычную работу под новым углом.

Приступим:

1. Не говорить больше своего ученика. Лектор занимает собой максимум ментального пространства в аудитории, но задача репетитора стимулировать активность ученика. Чем больше говорит ученик, тем лучше это характеризует репетитора.

2. Дать ученику время для ответа. Уметь держать паузу крайне важно для репетитора. Часто ученик только начинает думать, вспоминать и уже практически нашел правильный ответ, как раз и репетитор говорит всё сам. Это обнуляет старания ученика и снижает его мотивацию, интерес и вовлеченность.

3. Ориентироваться на темп ученика, а не на свой. Да, иногда придется всё занятие разбирать одно упражнение или задачу. И это нормально. Главное, чтобы материал был усвоен.

4. Использовать актуальные и яркие примеры. На занятиях по русскому языку можно изучить фрагменты из современной художественной литературы, предложить проанализировать пресс-релиз или статью в журнале о стартапах. Для уроков истории можно взять интересные факты из биографий исторических личностей, непривычное сопоставление эпох и событий. Для математики нестандартные способы применения формул, отражение математических формул в живой природе. На занятиях по физике можно использовать примеры из повседневной жизни, связанные, например, с устройством смартфонов или систем видеосвязи.

5. Не задерживать ученика дольше отведенного времени. Во-первых, сейчас у многих время расписано до минуты и вполне возможно, что после занятия ученику надо на учебу/работу/тренировку/к другому репетитору. Во-вторых, переработка снижает стоимость часа репетитора, съедает время, отведённое на отдых между учащимися и подготовку к следующему занятию. В-третьих, мы не можем концентрироваться на предмете бесконечно. Для некоторых детей (и взрослых) и 25 минут отсидеть непросто.

6. Рассмотреть возможность введения предоплаты и абонементов. В жизни каждого репетитора были и будут клиенты, отменяющие занятие за несколько часов или даже за несколько минут до начала. Для репетитора это означает потерю денег и времени, плавающий доход и просто расстройство из-за нарушенных планов. Для учащегося, который делает так, это может быть формой сопротивления, прокрастинации. В качестве решения предлагаем введение:

  • предоплаты, которая не возвращается, если занятие отменяется, например, менее, чем за 24 часа;
  • абонемента, когда занятия, которые ученик не посетил, сгорают без возможности восстановления;
  • занятий в мини-группах по 2-3 человека, тогда отсутствие одного учащегося, не нарушает планы, хотя и уменьшает доход.

Отметим, что не всегда это возможно. В разных городах и предметных сферах традиции и практика оказания репетиторских услуг могут отличаться. В таком случае, можно воспользоваться другой стратегией проактивного поведения: планировать бюджет с учётом возможных отмен и иметь список дел, на которые можно сразу же переключиться, если занятие внезапно отменилось.

7. Быть терпеливым и внимательным, доброжелательным. Улыбка и мягкий голос — это важно. В целом от репетитора ожидают большей вовлеченности, теплоты и сочувствия, индивидуального подхода. Имидж и отношение к клиенту в данной сфере важны почти так же, как владение предметом. Так как у многих детей, да и взрослых, проблемы с успеваемостью — следствие страха перед преподавателем и самим процессом оценивания.

8. Выбрать узкую нишу с учетом своих сильных сторон и интересов. Так репетитор по одному предмету может иметь разную специализацию: работа с дошкольниками, помощь при школьной неуспеваемости по предмету, подготовка к ОГЭ, подготовка к ЕГЭ, подготовка к олимпиадам и конкурсам, а также работа с одаренными детьми, работа со студентами, работа со взрослыми, которые изучают предмет для себя и пр. Отметим, что выбор между очным и онлайн форматом или их совмещением также является важным моментом специализации репетитора.

Итак, успех репетитора помимо гносеологической (знать свой предмет) и коммуникативной (хорошо и понятно говорить) компетенций зависит от его способности к планированию и учету времени, навыка эмпатического слушания и сонастройки с учеником, заинтересованности в его успехах.  На этом завершаем и будем рады, если хотя бы один пункт окажется для Вас полезным.

Admin
Экосистема для помогающих профессий.
Подписаться на рассылку

Читайте также:

ораторское мастерство, публичные выступления, риторика Секреты успешных публичных выступлений: 34 учебных ресурса

Эта публикация для всех интересующихся риторикой и навыками публичного выступления. В этой области много подводныхЧитать дальше…

Привычки, которые ссорят людей

Какие пять привычек в общении и поведении вызывают раздражение у многих людей? Мы описали пятьЧитать дальше…

Как писать магистерскую и кандидатскую диссертации?

У всего есть свой особый финал. У фильма, у встречи, и у обучения в магистратуреЧитать дальше…